Размышления о детях/О нелюбимом ученике

О нелюбимом ученике

Обучал один человек детей, и знал он много, и любви лишен не был, и все, казалось бы, хорошо, но раздражал его один ученик; таким он глупым ему казался, что не хватало терпения, относиться к этому недолюбышу, как к другим детям. Он часто унижал ученика, оскорблял его перед сотоварищами, выставлял на посмешище, но самым обидным для нелюбимца были россказни учительствующего об ужасном будущем, которое ждет этого ученика. Тут он доходил до редчайшего сарказма, рисуя красочные сочные картины безрадостной тяжелой жизни своего нелюбимца.
Прошло время, и покинул ученик школу, вышел в большую жизнь и надолго пропал из вида. Но не забыл его незадачливый учитель, каждый раз он рассказывал своим ученикам о самом глупом и бездарном ребенке, которого ему пришлось учить. И вот однажды прослышал учитель, что убогое место их посетил великий человек, самый мудрый, самый почитаемый на всей земле.
И побежал учитель чудо посмотреть. С трудом он пробрался сквозь толпу и подошел к самому возвышению, на котором стоял человек в простой одежде, ничем особо неприметный. Учительствующий человек хотел было крикнуть: какой же это великий мудрец, если он ничем не отличается от смертного, но вдруг мудрец замолчал, внимательно посмотрел на учителя и сказал:
– Это – мой учитель. Именно он научил меня мудрости жизни, терпению в невыносимо трудные минуты, когда в сердце уже зарождалась ненависть, злоба и месть. Не познав вкуса зла и тяжести трудностей, я не освоил бы науку жизни. Все, чем я обладаю в мудрости своей, я обязан этому человеку.
И он поклонился в ноги сгоравшему от стыда учителю. Народ ничего не понял, он ликовал, восхвалял и учителя, и ученика, и в своем возбуждении оттеснил учителя от центра, в котором возвышался ученик.
Ничего обидного не было в словах бывшего недолюбца, но большего унижения учительствующему не приходилось испытывать. Он решил попросить прощения у ученика и, дождавшись конца его выступления, подошел к мудрецу:
– Я некогда был излишне строг к тебе, – начал оправдываться учитель, – но это ради твоего же блага делалось, поэтому ты не должен держать зла на меня.
– Я более чем благодарен тебе, – ответил мудрец, – я прошел суровую школу жизни и получил ценный для меня урок мудрости. Без этого я бы не достиг того, чем обладаю, но не всем по плечу эта ноша: сильный окрепнет, слабый сломается. Я бы пожелал миру не иметь таких учителей.
Мудрец поклонился и ушел. Вся толпа побежала за ним в надежде услышать еще какую-нибудь мудрость, что могло бы обогатить душу, а учительствующий смотрел с завистью вслед, бубня себе под нос:
– Не предугадаешь, чем дело обернется.
Не достоин звания учителя тот, кто учеников своих через унижение учит. Не всем возвыситься, многие падут, не найдя силы для борьбы, и тогда лягут на плечи учителя грехи, сделанные его же учениками, ибо какое зерно вложишь, то растение и получишь, и горькие плоды собирать придется. Да, других не будет.
Во многом беды наших детей идут из раннего семейного воспитания и развития ребенка. Наша задача – постараться найти общие пути выхода из создавшейся ситуации, а не вымещать свое бессилие на ребенке. А нередко неспособность к усвоению учебного материала – это проблемы здоровья ребенка, из-за которых он не может быть успешным в учебе в полной мере.
"Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими" – Р. Эмерсон.
"Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому" – М. Монтень.
Каждый человек, обладает чувством собственного достоинства и должен уметь уважать достоинство других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других. И, часто непонимание ребенка – это не его вина, а его беда.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Так писал Лев Николаевич Толстой.