Размышления о детях/Почему ребенок не хочет учиться

Почему ребенок не хочет учиться и что делать?

Успехи и неудачи детей в школе никого не могут оставить равнодушным. Все, у кого есть дети, кто сам учился в школе, хотя бы раз в жизни задумывались над вопросом: «Почему одни дети учатся легко и охотно, другим учеба дается с трудом, но они стараются, у третьих хорошие способности, но мало желания осваивать азы наук?». Сегодня очень многие родители и педагоги рассуждают о нежелании нынешних детей учиться. Уроки они делают из-под палки, да еще норовят прогуливать занятия. К сожалению, большинству родителей знакома такая ситуация, и порой она кажется совершенно безвыходной.
Наши современные дети не такие, какими были мы. Это общепринятая истина, но она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать - двадцать лет назад понятие «долга» было вполне действенной реальностью. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Взрослая жизнь для ребенка кажется такой далекой. Да и учиться трудно: нужно выполнять домашние задания, писать контрольные… Ребенку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Что же делать в такой ситуации?
Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, расширяют границы доступного ему мира. У современных подростков и мечты о будущей профессии совершенно иные: мало кто из них собирается стать космонавтом. Многие грезят собственным успешным бизнесом, при этом имея ввиду только материальное благополучие. Вот здесь и надо показать ребенку, что бизнес не возможен без науки. Для успешности собственного дела нужно научиться им управлять, а без соответствующих знаний справиться с этим невозможно.
Какие же причины вызывают нежелание ребенка учиться? Очень часто причиной неуспеваемости в школе является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных, социально неблагополучных семьях или там, где родители с раннего детства не уделяют должного внимания воспитанию и развитию ребенка. Можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Такие дети с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. А главное – он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей – не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Попробуйте разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Но не навязывайте сыну или дочери того, что интересно вам, и пусть он видит, слышит и чувствует вашу увлеченность. Только это должно быть очень искренне.
Что можно предложить родителям для развития познавательного интереса ребенка? Прежде всего простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком – это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений – фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Развитию познавательного интереса способствует участие во всевозможных конкурсах. Конкурсы и соревнования привлекают своей нетрадиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя. Походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность) активизируют эмоциональную сферу ребенка, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное. Хорошо, когда с раннего возраста родители совершают с ребенком совместные экскурсии, так как при этом растет уровень научности, укрепляется связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес… Все это становится первым мостиком, ведущим к появлению учебной мотивации. При этом очень важно отмечать любые успехи детей. Поддерживать стремление научиться делать что-то и помогать оценивать достигнутые результаты.
Еще одна причина нежелания учиться в том, что дети не приучены читать. Многие из них вне школы так и не прочитывают ни одной книги, кроме комиксов или сомнительных журналов. А дело здесь в том, что в раннем детстве, родители, желая занять чем-нибудь свое чадо (чтобы не очень мешал), развлекали его книжками-комиксами или похождениями куклы Барби и ее приятелей, современными мультфильмами и видеоклипами. Современный ребенок, увлекающийся чтением художественной или научно-популярной литературы, совсем не популярен в кругу сверстников. Не задумывались ли вы, что иногда в семье ребенку интеллектуально некому подражать. Если мама и папа не читают, не развиваются интеллектуально, то ребенок начинает подражать родителям. Чтобы приобщить ребенка к чтению серьезной литературы, которая впоследствии станет ему хорошим подспорьем в учебе, нужно с раннего возраста, отказавшись от журналов с наклейками, читать ему детскую классику: народные сказки, книги Бианки и Д. Родари, Н. Носова и К. Булычева… Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей ("Приключения первобытного мальчика", "Листы каменной книги"), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, "Маленький лорд Фаунтлерой", "Без семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Родителям надо знать о том, что скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справится с письменными заданиями за 1 час, то ежедневная домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока не научатся элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение чтения. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Хороший навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения Ваш ребенок читал со скоростью не ниже 110-120 слов в минуту.
Предупреждение легче лечения. Истина давно известная, но многими пренебрегаемая. Предупреждать нежелание учиться надо с самого раннего возраста, когда дети делают свои самые первые шаги по дороге знаний. Главное в этот период — это умение дошкольника учиться: хотеть узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Устранение нежелания учиться возможно только в том случае, если родители осознали, что в проблеме виноват не ребёнок, а совершенно другие факторы: собственная безграмотность в воспитании, стрессы, усталость. Важно и объяснить ребёнку, что это проблема, что он не виноват, что ему нужна помощь. А дальше уже можно и устранять свои ошибки, и искать хороших специалистов, и перестраивать всю свою жизнь.